ЗНАКИ - Два лика, два послания, два мнения

    Два лика, два послания, два мнения

    16 ноября 1974 года, закончив серию работ по усовершенствованию радиотелескопа в Аресибо (на севере Пуэрто-Рико), астрофизик Сет Шостак с коллегами отправил оттуда краткое послание землян в сторону звездного скопления М13 (созвездие Геркулеса) - за 25 тысяч световых лет от Земли. Оно состояло из 73 рядов по 23 бита в каждом. В нем говорилось о девяти планетах Солнечной системы, о том, как мы - люди - выглядим, какая у нас ДНК и с какого телескопа мы отправляем это сообщение. На отправку послания ушло три минуты.

    Прошло 27 лет. И вот 19 августа 2001 года на поле в Гемпшире появились две пиктограммы -тоже неподалеку от радиотелескопа, возле обсерватории в Чилболтоне. Многие были по-настоящему шокированы, увидев это новое творение. Удивило не только «лицо» - продолговатую пиктограмму восприняли как ответ на послание из Аресибо. Сходство двух посланий (нашего и ответа на него) и в самом деле не вызывает сомнений. Только телескоп заменен каким-то более крупным передающим устройством, в планетарной системе особым образом выделены три планеты вместо одной, в число жизнеобеспечиваю-щих химических элементов добавлен кремний, а на месте человека - гума-ноид с более крупной головой и ростом 100,8 сантиметра. ДНК тоже отличается и структурно (вместо двойной спирали - тройная), и количеством нук-леотидов. Указанное в нашем послании население Земли (в тот период 4,29 миллиарда) заменено цифрой 21,3 миллиарда: либо это население «их» планеты, либо суммарное население всех трех обитаемых планет их вселенной, либо нынешнее население Земли вместе с невидимыми пришельцами -это предлагается обдумать и решить нам с вами.

    Пиктограмма в Чилболтоне была не похожа ни на какую другую, хотя, казалось, чего уж только не «рисовали» на полях по всему свету неизвестные художники! Диковинным выглядело и соседство этого «произведения» с радиотелескопом и гигантским блюдцем спутниковой антенны. Похоже, кто-то правильно все рассчитал: эффект оказался ошеломляющим.

    Сет Шостак тут же написал по этому поводу статью, в которой высказал предположение, что пиктограммы в Чилболтоне могут содержать некое послание, но уж точно не из звездного скопления М13 (туда оно просто не успело дойти). Да и вообще не от инопланетян: те наверняка бы поняли, что можно передать нам значительно более объемную информацию по радио. Или, если это не их вид связи, а наши поля для них доступны, то почему бы им не передать информацию на бумаге, или в виде сидиромного диска, или просто не оставить на крыльце обсерватории свою «Галактическую энциклопедию»?

    И вот в августе 2002 года появляется вторая пиктограмма с «ликом», которая, по сути, перекликается с первой. Что это значит? Может, чья-то затянувшаяся шутка? Или умышленная попытка взращивать у нас в душах чувство страха? Если так, то, похоже, это частично удается. Большинство из тех, кто видел пиктограмму или даже ее изображение на фотоснимках, ощущает смешанные чувства - взволнованность, восторг (надо же, как здорово сделано!) и одновременно тревогу или страх.

    Когда цереологи (специалисты по изучению кругов на полях) приехали в Крэбвуд, вся пиктограмма пребывала в целости и сохранности. Никаких следов типичных «инструментов» вроде доски и веревки, которыми обычно пользуются фальсификаторы, поблизости не оказалось. Пшеница была вполне зрелой, и где бы ни ступила нога исследователей, оставались явные следы присутствия человека: сухие и хрупкие колосья тут же ломались и превращались в труху, зерна высыпались. А если бы здесь поработала группа «кругоделов», их следы обязательно остались бы. Но их не было! Никаких следов работы человека!

    Вывод сделали такой: почти наверняка можно сказать, что это не подделка.

    Вообще в отношении подлинности кругов на полях существуют две противоположные точки зрения. Согласно одной из них, преобладающее большинство пиктограмм создано людьми, которые считают это своего рода монументальным искусством или даже духовной обязанностью: если пришельцы делают круги, то и мы должны реагировать в том же духе. Так, мол, налаживается диалог с представителями внеземного разума. Значит, фальшивых кругов должно быть несравненно больше, нежели истинных, примерно 80%. Эту точку зрения представляет Колин Эндрюс, один из первых и самых известных цереологов.

    Другая группа исследователей уверена, что подделок относительно мало и их легко распознать, поскольку ряд признаков, по которым можно отличить истинную пиктограмму от «липы». Этим небольшим количеством фальшивых кругов можно пренебречь, как малыми величинами в математике. Некоторые цереологи даже называют цифры - максимум. Преобладающее же число пиктограмм создается какими-то неизвестными силами или существами, и разгадку еще предстоит искать. Эту группу цереологов представляет, например, Майкл Гликман.

    Как же произошло такое размежевание

    В 1991 году разразился скандал,вызванный заявлением двух «мистификатеров», называемых обычно Дуг и Дэйл. Эти двое заявили (и представили некоторые доказательства), что своими руками и простейшими приспособлениями сотворили чуть ли не все круги на юге Англии. Два ведущих цереолога того времени Пэт Дельгадо и Колин Эндрюс были глубоко задеты этим заявлением и тяжело его переживали. Оскорбленный до глубины души, Дельгадо вообще бросил это дело, а Эндрюс решил изловить обманщиков и организовал целую кампанию по разоблачению фальшивок. Для этого использовалась тайная слежка, кинокамеры ночного видения и т.п. В итоге Эндрюс и сделал свое сенсационное заявление - о 80% подделок. Дошло даже до того, что 10 сентября 2001 года на американском радиошоу, которое слушают 20 миллионов человек, он объявил подделкой пиктограммы в Чилболтоне - те самые, где изображено лицо и кодированное послание.

    Этого уже не выдержал Майкл Гликман. Он во всеуслышание заявил, что в отличие от него самого Эндрюс вообще не видел этих пиктограмм на поле: когда он туда приехал 1 сентября, фермер Бен Гиббонз их уже выкосил. И вообще Эндрюс совсем запутался, рассказывая о якобы проводимых им исследованиях электростатических и магнитометрических показателей в зоне пиктограмм. Словом, он основательно подпортил свою репутацию.

    Тем не менее названная Эндрюсом цифра - 80% - пошла гулять из статьи в статью, как и выпущенный им сиди-ромный диск, на котором Эндрюс собрал изображения сотен пиктограмм и объявил их сделанными вручную, не потрудившись даже объяснить, почему он так считает. Все это нанесло цереологии ощутимый урон. Этим летом произошел своего рода ренессанс - не осталось, наверное, ни одного печатного издания, которое бы не рассуждало о феномене таинственной графики. Оживление на злаковых полях и вокруг них вызвал недавно появившийся голливудский фильм «Знаки», где Мал Гибсон играет фермера, обнаруживающего на своих кукурузных полях загадочные круги. Круги, судя по фильму, используются как средство запугивания землян, чтобы вызвать у них паранойю. И делают это двухметровые агрессивные страшилища с когтистыми лапами. Вот такая «версия»!

    И все же давайте вернемся к пиктограмме, возникшей в Крэбвуде 15 августа 2002 года: можно ли признать, что она подлинная и изображает типичного «серого» пришельца с диском, на котором записано послание людям Земли? Или, может, это все-таки сделано землянами, которые располагают высокими технологиями и не могут отказать себе в удовольствии создать нечто вроде этой пиктограммы с помощью лучей с воздуха? Тогда понятно, почему здесь нет никаких следов человеческих ног. Но вот ведь вопрос: а есть ли у нас такие технологии?

    На этот вопрос цереологи ответить не берутся. Единственное, что они могут сказать наверняка: пиктограмма была сделана при помощи какого-то воздействия сверху.

    Новую пиктограмму «пришельца с диском» обнаружил, говорят, транспортный самолет радиостанции Ocean FM. Вокруг пшеничного поля есть тропинка, но, видимо, туда можно выйти и напрямую через калитку фермерского дома и далее по усыпанной гравием дорожке. Вблизи все это выглядит как несколько десятков параллельных волнообразных линий и сотни чередующихся «прямоугольников», в которых пшеница либо стоит вертикально, либо уложена на землю (это и есть нули и единицы бинарного кода). Прямоугольники складываются в спиральные линии, уходящие от центра круга к его краю. Когда находишься внутри пиктограммы, совершенно невозможно определить, есть ли какой-либо смысл в таком расположении деталей, и все выглядит хаотичным. Однако благодаря пилоту вертолета Питеру Веллакотгу удалось сделать аэросъемки всей пиктограммы с разных точек. Тогда-то и открылся ее неоднозначный смысл.

    Если добавить к этому другие пиктограммы, появившиеся тоже в Гемпшире недели за три до этого, то обнаруживается тенденция к созданию не просто красивых или занимательных изображений, а именно символических: в один из кругов, найденных в поле 21 июля 2002 года, вписан равносторонний треугольник, и в одном из его углов - гигантский глаз. Глаз внутри треугольника - символ уже знакомый, не так ли?

    И все же в прежних пиктограммах ощущалась чья-то игра, забава - интеллектуальная и эстетическая. Здесь, в Крэбвуде, ничего подобного человек ни испытывал - ему было не по себе.

    Но действительно ли так уж страшен этот лик? Нет, кое-кто с этим не согласен. Скажем, Аллан Браун, один из исследователей, считает, что появление этой пиктограммы - «крупное культурное событие», и оказаться очевидцем такого «произведения», тем более - иметь возможность побродить по нему и все осмотреть своими глазами - это «большая честь и особая привилегия». Имеет смысл подумать и о расположении этого изображения. Как и в Чилболтоне, пиктограмма соседствует с техникой. К верхнему углу поля примыкают три вышки усеянных блюдцами антенн самых разных размеров. Что-то в этом есть научно-фантастическое, космическое, запредельное. Колосья уложены очень аккуратно, все упорядочено. Размеры «полотна» тоже внушительные: около 120 метров в высоту и более 70 метров в ширину. Радиус диска составляет тридцать метров. С графической точки зрения это, несомненно,изображение пришельца - такого, каким его уже привыкли видеть уфологи, да и большинство обывателей. На Западе нечто подобное можно увидеть на плакате, на доске для скейтборда, на чайной чашке, на спортивной майке... Подобно тому, как частью нашего культурного языка стали некоторые геометрические символы, так и это «лицо пришельца» является архетипом всего «ненашенского», принадлежащего другому миру, другой планете или другому измерению. Однако серьезные исследователи не спешат с выводами. Они не склонны считать, что изображение пришельца непременно должно означать внеземное происхождение таких пиктограмм. Есть не меньше оснований предположить, что кто-то специально устраивает «показательные шоу», пытаясь сбить нас с толку и внушить нам, что это дело рук инопланетян. Обнаружив пиктограмму в виде набора треугольников, мы ведь не думаем, что ее сделали какие-то разумные треугольники из космоса? Так же и здесь. Известно и то, что фальсификаторы теперь рассчитывают дизайн своих будущих пиктограмм на компьютерах, так что изображение может быть сколь угодно сложным. А недавно создатели злаковых картинок бросили клич - объединиться и создать нечто совершенно потрясающее, чтобы ни у кого уже не осталось сомнений, что абсолютно все круги на полях сделаны человеческими руками.

    Может, и соберутся, и сделают.

    И все же...

    Что, если мы имеем дело не с кучкой фальсификаторов, а с космическими «братьями по разуму»? Что, если нас постепенно подготавливали к восприятию все более сложных пиктограмм, начиная с наипростейших кругов и переходя потом к чертежам, схемам, формулам, изображениям планет или ДНК? Тогда появление подобных «картинок» с ликами и текстовыми посланиями можно тоже понимать как своего рода психологическую подготовку к некой трансформации сознания, которой от нас терпеливо ожидают. Может, нас постепенно пытаются втянуть в дебаты, а потом и в нормальный диалог? Или, может, все эти круги предназначены вовсе не нам, а пишут их инопланетяне друг другу - ну, краткие такие записки?

    Словом, версий существует почти столько, сколько самих кругов. Не исключено, однако, что появись нечто подобное Крэбвудской пиктограмме (или еще более сложное) и через год, в августе 2003 года, мы и тогда не станем сколько-нибудь мудрее в расшифровке целей или мотивов невидимых творцов. Но, согласитесь, все равно интересно, куда все это выведет, каким будет следующий шаг?

    Похоже на то, что уже пришло время не просто любоваться тайнописью на полях, а задавать себе непростые вопросы и искать на них однозначные ответы

    Анна СЕРДЮК