ЗНАКИ - Мистерии на пшеничных полях

    Мистерии на пшеничных полях...

    _*Этот феномен с полным основанием можно назвать одной из самых интригующих тайн нашего времени.*_

    Загадочные круги на хлебных полях... Впервые о них заговорили примерно четверть века назад, когда они появились в Южной Англии. Прежде об этом феномене знали немногие, да и самим "кругам" особого значения не придавали: мало ли по какой причине может оказаться помятым злаковое поле! Хотя, конечно, удивляла идеальная форма изображений, чрезвычайно четкие их границы и то, что злаковые были уложены по часовой стрелке, тщательно, колосок к колоску, да еще с переплетением.

    Однако из года в год количество и размеры "кругов" все увеличивались, и любознательная общественность потребовала от науки объяснений. И последовало: "миниатюрные ураганы", "плазменные вихри", "статическое электричество", "особенности грунтовых вод", "неравномерность внесения удобрений", "древние подземные сооружения" и т.д. и т.п., до весьма экзотических вроде "эффекта от выстрелов секретного оружия", "брачных игр" кроликов, кротов, ежей, птиц...

    Ни одна из подобных гипотез даже приблизительно не объясняет всех особенностей "зерновых кругов". Что касается кроликов и ежей, например, то июль-август, на которые обычно приходится массовое появление кругов, - вовсе не брачный месяц у животных и птиц. В общем, ученые, как говорится, не справились.

    И тогда журналисты выдвинули свою идею: мол, все это проделки шутников, которые по ночам дурачат честной народ и, конечно, исследователей. В 1986 году удалось найти фермера, который признался, что на собственном поле сам изготовил композицию из пяти кругов - так называемый "квинтуплет". Однако вскоре выяснилась любопытная деталь: заказчиком подделки была одна из влиятельных национальных газет. Скандал тогда замяли, но дело было сделано: официальная наука с удовольствием отказалась от исследования "заведомых фальшивок". Тема "луговых феноменов" ушла из средств массовой информации.

    Тема ушла, а рисунки на английских полях продолжали появляться с большей интенсивностью: в 1987 году их было зарегистрировано в разных уголках планеты около полусотни, в 1988 году - 98, в 1989-м уже 270. Но самым "урожайным" оказался 1990 год - около двух тысяч! И теперь это уже были не простые круги, а сложнейшие геометрические композиции - пиктограммы. Настаивать на том, что это проделки кроликов, шутников и прочие розыгрыши, было нелепо. Но ученые-материалисты твердо стояли на идее мошенничества. А пресса предъявила общественности двух "шалунов" - пожилых художников. Это были Дуглас Бауэр и Дэвид Черлей, которые "признались", что в течение тринадцати лет морочили людям головы, создавая вышеуказанные знаки. Сенсация была растиражирована по всему миру. Мол, ко всеобщему удовольствию все разъяснилось: "круги" - дело рук этих пенсионеров.

    Но исследователи никак не могли поверить, что два престарелых джентльмена (67 и 72 года) за каких-нибудь два месяца смогли по ночам натоптать в 33 английских графствах несколько сотен сложнейших композиций, размеры которых достигали порой нескольких тысяч (!) квадратных метров. К тому же иногда за одну ночь появлялось по несколько рисунков, причем на расстоянии сотен километров друг от друга. Хуже того - и на других континентах.

    Известный исследователь "кругов на полях" инженер-ракетчик Пат Дельгадо писал: "Пиктограмм много. Некоторые очень велики. Подделать их - труд весьма нелегкий. Фальсификаторы должны быть молоды... Кроме того, они должны видеть в темноте, как кошки, ведь по ночам ведется наблюдение, и любое освещение было бы замечено".

    Но пресса упорно продолжала разоблачать мистификаторов. Один из самых авторитетных исследователей "кругов" Колин Эндрюс впоследствии недоумевал: "На разоблачение подделок двух пенсионеров было истрачено денег больше, чем на все научные исследования "кругов" в течение 11 лет". Убедить общественность в том, что эти двое изукрасили английские поля изумительными по совершенству картинами, так и не удалось.

    За экспертизу кругов взялись видные ученые - американский биофизик доктор Уильям С.Ливингуд и его коллеги Д. Бэрк и Н. Тэлботт.

    Джон Э. Бэрк: "Какой бы ни была сила, создающая круги, она физически изменяет ткани полегших растений. Стебли зачастую изгибаются на 90 градусов, не переламываясь, как будто что-то размягчает их. Это особенно заметно у рапса; его жесткие стебли невозможно пригнуть, не поломав. Узлы стеблей вздуваются под воздействием, идущим изнутри; иногда оно оказывается настолько сильным, что узлы взрываются, расплескивая клеточный сок. Такой эффект доктор Ливингуд смог воспроизвести при помощи СВЧ-излучения. Кроме того, пораженные стебли имеют на своей поверхности электрический заряд... Электропроводность тканей прицветника, окружающего семена, тоже оказалась повышенной".

    Была замечена и такая особенность: в "кругах" согнутые злаки продолжают расти параллельно земле (что совершенно ненормально) и никогда не созревают. Более того, они даже "молодеют" и к осени приобретают яркую изумрудную окраску, что резко выделяет их на фоне пожелтевших полей. Доктор Ливингуд обнаружил еще одну необъяснимую вещь: в этих колосьях, совершенно обычных снаружи, как правило, нет семян. Но даже если они и имеются, то разительно отличаются по всхожести от взятых вне "круга": либо чрезвычайно угнетены, либо прорастают с необычно высокой скоростью.

    Нэнси Тэлботт: "Результаты были совершенно очевидны: злаки, уложенные вручную с использованием досок или катков, не имеют ни одной из аномалий, обнаруживаемых в течение многих лет нашей группой".

    Российские исследователи (в частности, Н.С.Новгородов) также выявили ряд не поддающихся подделке особенностей. Так, в "подлинных" кругах стебли злаковых иногда приобретают необычную форму синусоиды, а полегшие с пшеницей толстые сорняки перекручиваются до неузнаваемости. При этом из зеленых они становятся рыжими или темно-бурыми.

    Зафиксированы и другие признаки, которые невозможно сфальсифицировать. Порой из кругов доносятся таинственные звуки: гул, жужжание, дребезжание, ультразвуки... Иногда их удается записать на магнитофон, но нередко аппаратура категорически отказывается работать в "кругах". Заедает фотоаппараты, моментально садятся батарейки. Над "кругами" сбиваются с курса почтовые голуби, порой отказывают самолетные двигатели. С помощью радиоуправляемых авиамоделей (над "настоящими кругами" они тоже теряют управление) удалось даже определить форму и размеры опасной зоны - цилиндр высотой с 20-этажный дом (200 футов, т.е. около 60 м).

    Влияют эти таинственные злаковые пиктограммы и на людей: у кого-то возникают необычные видения, открываются медиумические способности, дар предвидения; кто-то навсегда избавляется от болезней, а у кого-то напротив - ухудшается самочувствие. Более чем у 60 процентов людей в "кругах" появляются неприятные ощущения: головная боль, "энергетическое" покалывание, тошнота, дезориентация... И это не самовнушение: немотивированный страх, а порой и рвота возникают в "кругах" также у животных - собак, коров... Не исключено, что именно с непонятным воздействием "кругов" связана загадочная и трагическая история, случившаяся в ВВС Великобритании. 22 октября 1987 года, пролетая над четырьмя "кругами" в графстве Уилтшир, военный летчик выбросился из самолета и разбился. Его тело и надувную спасательную лодку нашли рядом с "кругами", а разорванный в клочья парашют - в семи километрах. Самолет без пилота пролетел еще 410 миль и упал в Атлантический океан.

    Иногда внутри кругов находят загадочное желеобразное вещество, иногда - странные вариации радиационного фона.

    Подобные свойства "кругов" подделать трудно. Вывод ученых был однозначен: "Несмотря на то, что в некоторых случаях явление, известное как "круги на полях", подделывалось мистификаторами, научное изучение пораженных растений и почвы доказывает, что более 90 процентов изученных нами "кругов" имеют иное, более сложное происхождение". Но какое?

    К изучению загадочного феномена подключились историки. Почти сразу обнаружилось, что таинственные круги на полях появлялись не только в конце XX века. В 1914 году их зарегистрировали в Солсбери (Южная Англия), в 1960-е годы - в Квинтоне (Австралия), Эссексе (Англия), ряде других мест. Обнаружив это открытие, цереологи (так называют себя исследователи "кругов") заглянули в глубь истории - в архивы. И тут выяснилось, что подобные явления в мире известны очень давно. В Голландии их описывали еще в 1503 году, в Южной Англии - в 1618-1680 годах. В Британском музее обнаружили старинный документ, который приписывал рисунки на полях козням дьявола.

    О "ведьминых кругах", "плевках черта" знали и славянские народы. Мифы, легенды, сказания нередко доносят до нас отголоски каких-то реальных событий. Известно ведь - "сказка - ложь, да в ней намек". Вспомним хотя бы "Конька-Горбунка": "Кто-то в поле стал ходить и пшеницу шевелить... Вот и стал тот черт скакать и зерно хвостом сбивать...". Удивительные совпадения с современными рисунками на полях были обнаружены на коврах XVI-XVII веков. Исследователи ломали головы: как появляются рисунки?

    Одной из первых родилась версия уфологов - о контактной природе "кругов" - мол, это места посадок и взлетов НЛО. Замелькало старое, возникшее еще в 1960-е годы, название "кругов" - "гнезда НЛО". Заговорили о странных круговых образованиях на льду, песке и снегу (в частности, в бывшем СССР и горах Афганистана)...

    Но тут же появились возражения: НЛО, конечно, оставляют следы, но не настолько сложные, как на английских полях: замысловатые комбинации кругов, треугольников, спиралей, стрелок, "шестеренок", трезубцев... К тому же вычурные рисунки и схемы иногда достигают сотен метров в длину, что тоже не вяжется с простой вертикальной посадкой "тарелок".

    И тогда появилось предположение о неких силовых лучах, испускаемых НЛО. Вспомнили историю, которая произошла 26 августа 1972 года близ провинциального городка Воменстер (Южная Англия). В этот день американский радиожурналист Брайс Бонд со своим коллегой наблюдал зрелище, которое запомнил на всю жизнь. Зависший над полем НЛО направил к земле пучок цветных лучей и начал выписывать им затейливые фигуры. Потом возник неясный шум, и на глазах изумленных журналистов колосья, как по команде, улеглись строго по часовой стрелке. (Уфологи до сих пор почитают эту дату днем рождения "лугового феномена"). Всплыли и другие похожие случаи.

    В пользу "лучевого" происхождения кругов на полях свидетельствуют и косвенные данные. Десятки очевидцев рассказывают о таинственных "силовых лучах", с помощью которых НЛО способны спускать и поднимать собственных "пилотов", втягивать в себя с земли людей и животных. "Счастливчики", сподобившиеся побывать внутри такого "луча", вспоминают, что в это время их тело сдавливала какая-то неведомая сила. Не исключено, считают уфологи, что именно этот неизвестный вид энергии, прижимая растения к земле, и рисует на полях странные послания.

    Пионер исследований "лугового феномена" Колин Эндрюс: "Мы считаем, что они создаются большими количествами энергии, исходящей сверху, из неизвестного источника".

    Инженер одной из британских аэрокосмических компаний Вольтатен смоделировал на компьютере возможный механизм "укладки" растений: "Теперь я точно могу определить, где настоящий круг, а где подделка. Мне кажется, что мы имеем дело со своеобразным сканером, который по очереди укладывает колосья в нужном ему направлении. Это возможно лишь в том случае, когда сверху на поле направлены лучи, подобные лазеру. Но очень сильный лазер повредил бы поле, может быть, даже сжег зерно. Поэтому я не думаю, что это электромагнитная энергия. *Я пришел к выводу, что в рамках современного научного знания мы не сможем это понять.* Ни одна известная нам энергия не в состоянии сотворить такое. Скорее всего, это гравитационное излучение, о котором мы можем пока рассуждать лишь умозрительно... Мы имеем дело с технологией, значительно превосходящей нашу...".

    Существует немало наблюдений полетов каких-то странных предметов низко над полями. Иногда сияющие, как шаровые молнии, иногда "металлические", они периодически ныряли в пшеницу, чтобы через какое-то время вновь вылететь из нее. Небольшую (около 20 сантиметров в диаметре) "металлическую" шайбу, пригибавшую колосья, наблюдали в Японии. А летом 1990 года под Стоунхенджем (Англия) подобную "шайбу" даже удалось сфотографировать. "Она парила в небе и, казалось, "наблюдала" за нами", - вспоминает один из свидетелей. Нередко очевидцы рассказывали, что непосредственно перед появлением рисунков на полях они видели в небе необычные огни, сполохи, а в одном случае даже светящееся вертикальное колесо - большое, "как колесо обозрения".

    В 1996 году вроде бы появилось документальное объяснение того, каким образом появляются на полях сложные пиктограммы. Казалось бы, все точки над "i" расставила сенсационная видеосъемка, которая якобы была сделана 11 августа 1996 года в местечке Оливер Кастл (Англия). Ее представили в ноябре того же года в Финляндии участникам Первой Конференции по Исследованию Внеземного Разума и Будущего Человечества. Видеокамера зафиксировала пролет над полем трех пар светящихся шаров. Сначала два шара, двигаясь по сложной траектории, казалось, наметили контуры будущего "полотна". Затем их маневр повторила вторая пара шаров, и буквально на глазах (за 1,5-2 секунды) растения улеглись, создав идеальную пиктограмму. И тут же, как бы проверяя качество работы, над рисунком пролетела третья пара "шаровых молний".

    Столь сенсационный видеоматериал не мог оставить безучастным никого. К анализу пленки подключились известные эксперты.

    Консультант НАСА по вопросам видео-фотографического анализа, эксперт по компьютерному анализу Джим Дилетоззо: "После тщательного - кадр за кадром - компьютерного анализа мы обратили внимание на то, что во время движения этих шаров за ними остается энергетический вихревой след... Злаки пришли в движение после того, как над ними появились шары. Каждый "круг" появляется за счет спирального движения энергии, идущего вслед за летящими объектами... Анализируя верхние данные самой видеопленки, т.е. знаки, которые на пленке видны, можно сделать выводы о том, что... данная пленка была выполнена без применения компьютера... Я полагаю, что нет такого аниматора, который бы смог создать такую пленку... Я не нахожу никаких следов фальсификации данных кадров". Другие независимые эксперты пришли к аналогичному выводу: на пленке зафиксировано реальное событие.

    Но вот проходит несколько лет, и появляется сообщение, что данная видеозапись - фальшивка, к изготовлению которой причастен некий Джон Вейб - один из партнеров студии видеомонтажа и анимации "First Cut Studios" (Бристоль, Великобритания). Под давлением доказательств (или других аргументов?) Вейб якобы признал, что видеозапись была подготовлена на студии. О том, как обстояло дело в действительности, общественность может строить только предположения...

    Пока мы можем только догадываться, кто присылает нам свои послания. Впрочем, гипотез не так уж много и, как правило, они сходятся в одном: "круги" связаны с каким-то иным разумом.

    Джордж Уингфилд (Британский центр по изучению кругов на полях): "Следует говорить о некотором нефизическом факторе, лежащем вне природы. Это не естественный феномен; это нечто, порожденное разумом". Его поддерживает Дерек Элсом (Организация по исследованию торнадо и штормов): "Естественно возникает желание думать, что за всем этим кроется разумная сила". Но какая?

    Посещающие нас инопланетные цивилизации? Маловероятно. Во всяком случае, сторонников того, что рисунками на полях развлекаются внеземные космические корабли, не так уж много.

    Но, может быть, прав Дж.Уингфилд? Вот его мнение: "Это, конечно, не космические корабли, не летающие тарелки, но, может быть, это энергия других измерений, сочетающаяся здесь с земной энергией и сливающаяся с ней".

    "Иномерных" гипотез придерживается и ряд других ученых. Некоторые считают, что с помощью "кругов на полях" проявляют себя некие параллельные миры, находящиеся в другом диапазоне реальности. Другие придерживаются "теории внутреннего космоса" и предполагают, что на полях материализуются некие голографические образы нашего коллективного бессознательного.

    А кто-то считает, что автор пиктограмм - сама Земля! Как ни странно, это, пожалуй, одна из самых обоснованных версий. В научной среде сегодня все чаще можно услышать мысль, еще недавно считавшуюся крамольной: наша планета - разумна! Утверждают, что в ее недрах идут процессы, характерные для самых высокоорганизованных систем. Что Земля генерирует не только "неживую" энергию, вызывающую движение воздушных и водных масс, тектонические подвижки, но и мощнейшие биоэнергетические заряды, активно влияющие на эволюцию жизни, на биосферу планеты.

    Все чаще говорят, что Земля обладает и некой "сферой разума", "мыслящей оболочкой" - ноосферой, благодаря которой она может напрямую взаимодействовать с сознанием своих живых "клеток" - населяющих ее людей и животных. Что эволюция человеческого сознания и сознания Земли неразрывно связаны. Приводятся примеры реакции планеты на смысловую (психическую) информацию: изменение погоды под воздействием мыслей и молитв, природные катаклизмы и техногенные катастрофы в районах, где безалаберность или агрессивность человечества достигает своих пиков...

    Исходя из ноосферной концепции, последователи В.И.Вернадского и Тейяра де Шардена приходят к мысли, что столь совершенные рисунки на полях - продукт разумной деятельности планеты, ее попытка что-то сообщить живущим на ней людям. И что она выбрала для своих посланий универсальный язык геометрических и сакральных символов - космический язык, который человечеству еще предстоит познать. А механизм "рисования" посланий у планеты может быть разным: от управляемых ею НЛО типа шаровых молний до "плазменных" или гравитационных вихрей, исходящих из земных недр. Не исключаются и другие способы, например, руководимое планетным разумом поведение насекомых и животных.

    В рамках "планетной" гипотезы находят объяснение многие загадки: и непонятное тяготение "кругов" к культовым "местам силы", и схожесть пиктограмм с древними символами разных племен и народов, и то, что на рубеже тысячелетий растет не только количество, но и сложность рисунков на полях. Если автор посланий - наша планета, то похоже, что она нам хочет что-то сообщить. Но что?

    По всей вероятности, вопрос этот не дает покоя не только разночинной общественности, но и официальным структурам. Об этом свидетельствует многое.

    Один из пионеров исследований пиктограмм Пат Дельгадо: "Королевская семья подписалась на наш информационный бюллетень с сообщениями о появлении кругов. Кроме того, в контакт с нами вошел британский парламент. Думаю, не стоит называть имен, но можете поверить, что правительство начало исследовать эту проблему". Впрочем, сообщать об этом широкой общественности оно, как видно, не намерено. Летчик и фотограф Британского центра по изучению пиктограмм Басти Тейлор уверен, что британское правительство заинтересовано в дезинформации населения: "Правительство хочет, чтобы все было тихо. Необъяснимые явления дестабилизируют любое общество".

    Хорошо известно, что один из самых эффективных способов маскировки - имитация, создание "ложных целей", отвлечение на них "сил и средств противника". Похоже, именно по этому пути пошли те, кто продолжает операцию "Сокрытие". Сделать все, чтобы в "шуме" затерялись чрезвычайно важные сведения. В Великобритании неоднократно высказывалось предположение, что шутники-пенсионеры Бауэр и Черлей, сознательно или нет, но тоже работали на правительственную программу дезинформации. "Вполне возможно, что те, кто подделывал пиктограммы, были подкуплены. Только это трудно доказать. Конечно, кто-то им заплатил, но кто?" (Басти Тейлор).

    В связи с программой дезинформации весьма многозначительными выглядят признания некой Дженни Рэндлз, которая в своей книге "Паранормальные явления" (1996) пишет: "Наша кампания добилась успеха в противодействии истерии, которая ложно связывает круги с НЛО и пришельцами. Мы опубликовали серьезные статьи в "Дейли Телеграф" и "Гардиан", а на нашем лондонском симпозиуме аудитория почти единогласно поддержала погодную теорию и теорию мистификации как наиболее вероятные. Таким образом, мы завоевали доверие скептиков, хотя в 1986 году их голосов почти не было слышно".

    Немалый интерес к возникающим пиктограммам, особенно сложным, проявляют военные. Доходило до того, что они не подпускали к некоторым рисункам никого из посторонних. Так, 17 июля 1991 года якобы для маневров военные закрыли целый регион с вновь появившимися рисунками. Директор британской исследовательской группы НЛО бывший полицейский офицер Энтони Дульд уверен, что официальные органы знают значительно больше, чем говорят: "Я думаю, что среди людей, пришедших полюбоваться кругами, были военные со специальным заданием. Вскоре после этого стали возникать поддельные круги. Общественности упорно навязывалось мнение, что все эти образования созданы людьми".

    Кроме дезинформации, весьма действенный способ из арсенала психологической войны - манипулирование сознанием, искусное и незаметное изменение направления активности людей. Тут незаменимы средства массовой информации. И судя по всему, далеко не случайно пресса и телевидение всячески подогревают интерес к так называемому "Art of Crop Circles" ("Искусству кругов на полях"). Находят красивые слова, точно рассчитанные на людей, жаждущих самоутверждения: "Поля - идеальный холст для художников, которые хотят поднять девственную природу на новый уровень, подобно тому, как свои изделия из обычной глины создает гончар". А в Интернете, несмотря на возмущение фермеров, появился даже справочник для начинающих "делателей кругов". В нем даются подробные инструкции, с помощью каких приспособлений и как легче всего уложить растения, как избежать обнаружения контролерами и т.п.

    Результат налицо - количество фальшивок растет. Они перегружают, сбивают с толку исследователей, отнимают у них силы и время. Но энтузиасты не сдаются. Спасибо, находятся богатые чудаки, готовые финансировать поиски истины. Так, благодаря помощи одного из самых богатых людей США Л.Рокфеллера, Колин Эндрюс из любителя стал профессионалом. У него появился штат сотрудников, собственный компьютерный центр, возможность не только регулярно совершать "разведывательные" полеты на полями Южной Англии, но и получать необходимую информацию со спутников. Сегодня в банке данных Эндрюса более 10 тысяч изображений "кругов" со всего мира. И хотя большинство их, по мнению Эндрюса, - поддельные, несколько тысяч - подлинные, требующие тщательного анализа специалистами всех областей знаний.

    Парадоксально, но попытки дискредитировать идею "иномерных" посланий порой приводят к прямо противоположным результатам: из скептиков и закоренелых прагматиков "делатели кругов" иногда превращаются в не менее фанатичных исследователей данного феномена. Дело в том, что мистификаторы уже не раз сталкивались со странными последствиями своей деятельности. То во время своей "ночной работы" заметят "наблюдающий" за ними НЛО. То почувствуют на себе какое-то "постороннее воздействие". То обнаружат, что рядом с поддельным рисунком через некоторое время появляются настоящие. Причем новые композиции бывают весьма близки по символике первоначальным, и потому их вполне можно истолковать как ответ на человеческое послание.

    В результате подобных казусов в мире даже возникло новое движение - желающих установить контакт с неизвестным Разумом. Попытки диалога предпринимаются не только путем вытаптывания урожая. Так, летом 1992 года под Будапештом венгерские энтузиасты выложили белыми полотнами на большом зеленом поле фигуру, напоминающую гигантский гаечный ключ. И что же? Спустя некоторое время в этом районе начали появляться первые "луговые феномены". Никогда раньше здесь их не было.

    Подобные факты вполне можно истолковать как двустороннее желание контакта. И тогда "круги", которые носят явно информационный характер, - это реальная возможность диалога с иным Разумом. Разумом, который, похоже, пытается нам о чем-то сказать. О чем?

    Может быть, о том, что мир не настолько примитивен, как мы думаем? Что разумная жизнь - не только наша прерогатива?

    Уникальные снимки в августе 1986 года сделали уже известные нам исследователи Дельгадо и Тейлор. Узнав о появлении нового "круга", они вылетели на самолете для его обследования. На обратном пути их ожидал сюрприз. Недалеко от Винчестера (графство Гемпшир) на одном из хлебных полей местечка Панч Боул они сверху увидели нечто, повергнувшее всех в изумление.

    Пат Дельгадо: "Под нами на пшеничном поле мы увидели целый ряд букв, которые на первый взгляд выглядели как одно длинное слово. Прочитать сразу мне его не удалось. Тогда я быстро взял камеру и сделал несколько снимков... Мы пристально вглядывались в буквы и пытались расшифровать слово. И только когда мы пролетали над ним в последний раз, нам стало ясно, что на поле не одно, а четыре слова, соединенных в одно. WEARENOTALONE означало WE ARE NOT ALONE ("Мы не одиноки"). Только буква N в слове ALONE выглядела несколько странно".

    Дельгадо примчался к этому месту на машине, но опоздал: букв уже не было. "Я поговорил с фермером, - вспоминает исследователь. - Он был убежден, что надпись на поле появилась ночью. Чтобы она не привлекала внимания к полю, он как можно скорее скосил буквы. К счастью, снимки я уже сделал". (Утверждать, что это послание подлинное, я бы не торопился: смущает точное - "по линеечке", вдоль следов от сельскохозяйственной техники - расположение надписи. Такой точной "привязки к местности" авторы настоящих пиктограмм практически никогда не делают. - В.Ш.).

    В других посланиях (которые вполне могут оказаться подсказками для ученых) разобраться в состоянии лишь профессионалы: астрономы, математики, биологи, историки...

    Так, профессор Джеральд С.Хокинс ( Вашингтон) пришел к выводу, что ряд пиктограмм представляет собой "серию гениальных, доселе никому не известных геометрических теорем, не уступающих по красоте и изяществу классическим образцам теорем Евклида". В одной из изящных "луговых" фигур 1996 года ученые увидели изображение символа фрактальной геометрии - множества Мандельброта, в другой - формулу современной математики. В рисунке 1991 года биологи узнали составную часть человеческой хромосомы, содержащую генетический код, а в пиктограмме 1996 года - схему двойной спирали ДНК...

    Многие из "зерновых символов" носят явно эзотерический характер и близки древним алхимическим, нумерологическим и мистическим традициям. А в сложной схеме 1997 года физик Рудольфо Гарридо увидел отображение астрономической информации: "Я рассмотрел графики и рисунки, которые используются в астрономической науке и заметил, что рисунок на поле совпадает с графиком орбит юпитерианских спутников Ио и Европы. Я сравнил изображение этого рисунка с имеющимися схемами и был просто поражен полным их совпадением".

    Рисунки на полях не дают покоя и российским исследователям. Так, учитель-астроном В. Матвеев увидел в пиктограмме, обнаруженной близ кубанской станицы Некрасовской, точное изображение скопления галактик в созвездии Вероники. А Е.Сотсков из подмосковного Домодедова, серьезно занимающийся "луговой" проблемой, прислал мне свою расшифровку двух почти идентичных английских рисунков 1994 года (май и июль). Сопоставив пиктограммы с астрономическими картами, он пришел к выводу, что на них изображено созвездие Скорпиона с его 18 крупными звездами.

    А вот выдержки из письма, которое мне прислал Владимир Куркин из Одинцова Московской области.

    "Я думаю, что представленные двумерные картины отображают объекты и явления гораздо более сложной природы. Не исключено, что появление изображений на полях может предшествовать наступлению тех или иных событий в жизни общества...

    Наибольший интерес лично у меня вызвала картина, появившаяся 3 августа 1999 года в Гемпшире (Англия). Рискну дать собственную интерпретацию данного изображения.

    Темный тон характеризует исходное состояние, основу чего-то, вместилище. Светлый тон, наоборот, соответствует завершенному состоянию - тому, что возникает после. Белый круг на темном фоне можно трактовать как разумную сущность, заключенную в пустоте. Внутри центральной разумной сущности заключен шестигранник темного цвета, который можно истолковать, как шестимерный мир. Находящаяся в нем округлая светлая сущность - разумная жизнь в шестимерном мире. Внутри ее - трехмерное вместилище с двумя разумными сущностями, одна из которых непосредственно вложена в другую.

    Я предполагаю следующий смысл сообщения. Человеческий разум является низшим в иерархии рассматриваемых разумных сущностей. Он заключен в разум большего масштаба, которым является разум ноосферы Земли. Как человеческий разум, так и разумная сущность ноосферы существуют в границах трехмерного мира, характерного для масштабов планеты Земля. На более высоком уровне существует разумная сущность Солнечной системы, которая заключена в границы шестимерного мира. Таким образом, Солнечная система по своей природе - шестимерна и познаваема лишь посредством разума, существующего в аналогичных границах... Шестимерный мир Солнечной системы охватывается более высоким разумом звездной системы - Галактики. О мерности звездной семьи Галактики из приведенного сообщения судить нельзя (круг можно рассматривать как многогранник с бесконечным количеством ребер - бесконечномерную сущность). Можно лишь говорить, что в Галактике имеется по крайней мере 19 разумных сущностей, сопрягающихся друг с другом. Человеческий разум вложен в одну из них... Такова моя гипотеза. Хотелось бы узнать Вашу реакцию на нее и получить от Вас еще кое-какую пищу для размышлений".

    Версий того, зачем появляются рисунки и для кого они предназначены, немало. Одни полагают, что адресат этих посланий - вовсе не земляне. Что пиктограммы - это своеобразные "маяки" для визитеров из Космоса, указывающие на места возможной энергетической подпитки или несущие другие сообщения для пилотов внеземных кораблей.

    Другие, напротив, считают, что эти послания предназначены именно людям. Что нам хотят сообщить нечто важное: возможно, о грядущей трансмутации человечества, о местонахождении иных цивилизаций, о перспективных научных направлениях...

    Высказывается мнение, что символические изображения на полях - это помощь человечеству, вызов, стимулирующий нашу духовную эволюцию. Дж.Уингфилд: "Возможно, таким способом кто-то пытается пробудить нашу духовность".

    Предполагают даже, что рисунки на полях - это своеобразная система кодирования человечества, изменяющая глубинные уровни человеческого сознания. Некоторые символы на полях истолковываются как предупреждение об опасности, которую представляет для планеты наша индустриальная цивилизация, ее разрушающая и загрязняющая деятельность, эскалация нашего эгоизма...

    А кто-то видит в пиктограммах некие "интеллектуальные манифестации", тест на уровень наших знаний, проверку нашей готовности к диалогу. От нас ждут ответных шагов...

    + + +

    И главное - кто и с какой целью? Продолжаем разговор об этом загадочном явлении. Автор сообщает уникальную информацию, еще не ставшую достоянием широкой читательской аудитории. А высказанные гипотезы относительно феномена - прямо-таки поражают воображение! И так хочется думать, что прав автор, когда утверждает: "Мы наконец вступили в диалог с неведомыми внеземными силами!" Ведь ощущение одиночества во Вселенной - это ужасно!

    "Меня ужасает вечное безмолвие этих пространств!" - с отчаянием воскликнул однажды блестящий ученый XVII века Блез Паскаль.

    Но человечество не примирилось с мыслью, что нас - живых и разумных - породила мертвая Вселенная. И вот, почти не надеясь на успех, стали искать в ней если не заступницу-Мать, то хотя бы "братьев по разуму".

    Едва (по историческим меркам) освоив радиоволны, мы начали поиск "космических братьев" по возможному радиоизлучению их цивилизаций. Один из первых, кто направленными антеннами начал прослушивать радиокосмос, был "гений электромагнетизма" Никола Тесла (1856-1943). В начале 1920-х годов его приемнику удалось поймать радиосигналы неизвестного, как он говорил, "возможно, марсианского" происхождения. Их же "засекли" тогда и другие исследователи. На том и кончилось - сигналы никто не расшифровал, да и не ловили их больше.

    В 1960 году американский астроном Френсис Дрейк направил 26-метровую антенну радиотелескопа на ближайшие к Земле две звезды - в надежде получить сигналы из Космоса. Позднее искать сигналы принялись и советские астрономы. Некоторые результаты были получены. В августе 1977 года приборы большого радиотелескопа (штат Огайо, США) в течение одной минуты регистрировали прерывистый радиосигнал, весьма похожий на искусственный: он раз в 30 превышал уровень естественного космического фона. Но после этого Космос опять на годы замолчал и откликнулся лишь в 1996 году, когда из созвездия Девы ученые Калифорнийского университета приняли сигналы, очень похожие на телевизионные. Но о результатах их дешифровки научную общественность по каким-то причинам не сообщили. В конце концов среди ученых осталось совсем немного таких, которые не потеряли веру в то, что мы в Космосе не одиноки. Да и большинство склонялось к тому, что если даже "там, где-то что-то есть", то мы об этом не узнаем никогда. Так действительный член Академии космонавтики имени К.Э.Циолковского Лев Гиндилис сказал прямо: "Проведенные поиски не охватывают и одной миллиардной доли всего подлежащего исследованию "пространства поиска". Имеется в виду направление в пространстве, время, частота, мощность, полосы частот, типы модуляции и другие параметры сигнала". Несложный расчет показывает, что если продолжать в том же темпе, то для одноразового радиосканирования всего "пространства поиска" понадобятся десятки миллиардов лет. Не обнадеживала и такая мысль: скорее всего, для высокоразвитых космических цивилизаций радиосвязь - давно прошедшая стадия, как для нас - переговоры с помощью африканских барабанов или разведения костров. А потому надо вести поиски в других диапазонах, например, в области спин-торсионных, а по сути, ментальных излучений, скорость распространения которых, как предполагается, в миллиард раз выше скорости света.

    Кто-то предлагает искать в Космосе результаты некой астроинженерной деятельности, в частности, объекты искусственного происхождения. А кто-то призывает сосредоточить внимание и силы на том, что лежит у нас буквально под ногами - на феноменах, которые многие исследователи уверенно не называют сигналами иных цивилизаций, иных миров.

    Среди таких феноменов разнообразные рисунки, пиктограммы, ежегодно странным образом появляющиеся на злаковых полях на всех континентах Земли. Возникают они исключительно быстро: огромная, величиной с футбольное поле, пиктограмма, имеющая сотни сложных элементов и выполненная с исключительной математической точностью, может появиться в считанные минуты, при полном отсутствии следов человека на много километров вокруг. Причем их количество и сложность от года к году возрастают.

    Первоначально довольно устойчивым было мнение, что когда эти загадочные рисунки только начали появляться - их объявили исключительно природными причинами. Но не все были с этим согласны. Крупнейший специалист по "кругам на полях" профессор астрономии университета в Глазго А.-Э.Рой заявляет: "Я не разделяю мнение, что такое могла создать только природа. Тут чувствуется присутствие разума. И если это не человеческий разум, то чей?" И в самом деле, если не брать в расчет продукцию мистификаторов (подделки сегодня легко распознаются), то остается одно: рисунки выполняют некие разумные силы, причем с какой-то целью.

    Технология изготовления пиктограмм абсолютно непонятна. Анализы показывают: растения в загадочных "кругах" претерпевают удивительные изменения: это и нарушение внутренней структуры растений, и появление на стеблях непонятного нам электростатического заряда, изменение цвета растений и всхожести семян из "кругов"... Такое доступно современной науке лишь в лабораторных условиях, а то и вовсе недоступно. А недавно киевские биологи (группа Решетниковой Т.П.) обнаружили, что в ряде случаев растения в "кругах" существенно отличаются по химическому составу от своих собратьев, растущих на том же поле, но вне рисунка. У них резко снижена концентрация одних элементов (кальция, марганца, железа, цинка) и значительно увеличено количество других: например, более легких металлов (лития, калия). Иначе говоря, *в облученных неизвестным полем растениях наблюдается трансмутация химических элементов.* Эти преобразования мировой науке сегодня не по силам.

    Это еще раз подтверждает простой вывод: поскольку о мистификациях здесь нет и речи, наука ничего такого не знает, значит, тут действует неведомая нам сила. Какая?

    В 1928 году К.Э.Циолковский, твердо веривший в существование во Вселенной неких "неизвестных разумных сил", писал, что открытое их "вмешательство в жизнь Земли еще не подготовлено развитием большинства людей". Однако он считал невозможным, "чтобы мать не поддерживала, не хранила младенца... Мать не дает младенцу утонуть, упасть с крыши, сгореть, погибнуть. Но она позволяет ему слегка ушибиться или обжечься, чтобы он выучился ловкости, приобрел знание и осторожность, необходимые для существования. Так поступает и Космос с человечеством... Земля не может быть предоставлена вполне самой себе. Некоторая степень самостоятельности ей оставлена только для приобретения опыта, для достижения совершенства (только не для гибели)..."

    Но если в последние десятилетия появилось множество НЛО и странных посланий на полях, то не значит ли это, что что-то изменилось с тех пор, когда Циолковский писал о нашей неподготовленности к встрече с "неизвестными разумными силами", и они перестали скрывать свое присутствие на Земле? Что же именно изменилось? Экология? Нравственность? А может быть, человечество подошло к своему "переломному возрасту" и ему требуются помощь, некие толчки "извне"; необходимая информация на полях. Может быть, рисунки для этого?

    Не исключено, что пиктограммы - всего лишь один из методов мониторинга, некий способ тестирования, с помощью которого периодически отслеживается изменение психического состояния человечества.

    Есть и иное объяснение "злаковым феноменам". Вполне возможно, что эти рисунки - не только сообщение нам неких истин, но и отклик на наш призыв к общению. Дело в том, в свое время учеными была предложена еще одна стратегия поиска внеземных цивилизаций: надо не пассивно искать их, а активно, на всю Вселенную заявлять о себе. Авось, кто-нибудь и откликнется.

    Кто-то был против и предупреждал: мол, опасно привлекать к себе излишнее внимание. Но столь простое и эффектное решение проблемы поиска соблазнило многих, и 16 ноября 1974 года из чаши гигантского параболического радиотелескопа Аресибо, разместившегося в кратере потухшего вулкана (о. Пуэрто-Рико), в Космос полетел трехминутный вопль отчаяния: "Мы здесь! Мы разумны! Если во Вселенной есть хоть кто-нибудь, кроме нас - отзовитесь!" Направление (сигнал был послан в созвездие Геркулеса) было выбрано не случайно: в этом месте скученно располагаются миллионы звезд, подобных Солнцу.

    Сообщение, которое мы послали, представляло собой картинку-кадр 23x73 символа. В двоичном коде мы с добросовестностью пятиклассника сообщили: нашу систему счисления (числа от 1 до 10), атомные номера пяти химических элементов, составляющих основу органической жизни на Земле (водорода, углерода, азота, кислорода и фосфора), рассказали о составе нашей ДНК, нарисовали двойную спираль ее молекулы, контуры человека, указали его рост, численность населения на Земле, показали схему Солнечной системы и место в ней Земли, а также вид и размеры радиотелескопа, с помощью которого это сообщение было отправлено. Послание улетело и, по расчетам (если не затухнет в пути) должно достигнуть пункта назначения через 25 тысяч лет.

    Естественно, на быстрый ответ никто не рассчитывал. Однако ответ пришел сверх всяких ожиданий быстро - всего через 27 лет. Это были возникшие на посевах странные изображения, разительно отличающиеся от уже ставших привычными "кругов на полях". Они появились буквально в двух шагах от Чилболтонской обсерватории (графство Гемпшир, Южная Англия) - месте далеко не случайном: оно уже использовалось неизвестными художниками для своих посланий.

    В ночь на вторник 14 августа 2001 года на пшеничном поле возник огромный рисунок: "человеческое лицо" размером 49x55 метра. А через шесть дней, утром 20 августа, рядом с ним появилось дополнение к портрету адресата, словно присоединили некое послание. Уже при первом взгляде на снимок, сделанный с высоты, было очевидно: картинка весьма напоминает то самое радиопослание, которое мы, люди, абсолютно не надеясь на скорый ответ, отправили к звездам в 1974 году. Детальный анализ "ответного послания" дал богатую пищу для размышлений. (Сразу заметим, что руководитель Центра независимых исследований загадочных явлений Пол Вайгей - закоренелый скептик, имеющий огромный опыт разоблачения поддельных "кругов", в данном случае категорически отрицает возможность фальсификации).

    Что же увидели ученые в "ответном послании"? На первый взгляд, то же самое, что мы отправили в Космос. Но только на первый взгляд. Внимательно изучив, исследователи обнаружили весьма любопытные различия на двух "картинках" - посланной и ответной.

    В отличие от земного послания, где местом обитания человека указана одна планета - третья от Солнца, на картинке выделены еще две - четвертая и пятая. Если допустить, что в "ответе" изображена наша же Солнечная система (нарисованы тоже девять планет), то получается, что эти две дополнительно отмеченные планеты - Марс и Юпитер, то есть они - обитаемые? Причем базовая, выделенная особо - Юпитер. А у этой планеты, как известно, имеются спутники, вполне сравнимые по размерам с нашей Землей. И один из них - Европа - последнее время серьезно "подозревается" в наличии на нем жизни.

    Далее. К пяти основным химическим элементам нашего послания в "ответе" добавился еще один - кремний. Похоже, наши "корреспонденты" сообщают, что основой их органической жизни является не только углерод, но и кремний. (Кстати, наши ученые уже давно высказывали предположение о теоретической возможности такой жизни). Отличаются и спирали молекулы ДНК. Дуга слева имеет отличную от нашей форму, что может говорить о несколько иной структуре молекулы. Да и число нуклеотидов в ДНК (вертикальный столбик между спиралями) у "них" не такое, как у нас. Отличается от нашего и "их" внешний вид: непропорционально крупная голова, огромные глаза, маленькое хрупкое тело (указан рост - 100,8 см).

    В том месте рисунка, где земляне в 1974 году указали свою численность - 4,29 миллиарда, у "них" стоит 21,3 миллиарда. И еще одно отличие - в способе отправки сообщения. В самом низу своего рисунка мы схематично изобразили параболический телескоп и указали его диаметр - 300 метров. "Они" в этом месте поместили схему какого-то передающего устройства абсолютно непонятной нам конструкции.

    Тогда, в 2001 году, некоторые исследователи предположили, что картинки возле Чилболтонской обсерватории - лишь первый шаг неких разумных сил к установлению двухстороннего информационного контакта с землянами и что за ним последуют другие. Так и вышло. Похоже, мы действительно вступили в диалог.

    Очередное необычное послание было получено ровно через год после "ответа-2001", в ночь на 15 августа 2002 года, в том же графстве Гемпшир и всего в нескольких милях от Чилболтонской обсерватории.

    Получив сообщение о новой "полевой формации", группа исследователей мгновенно выехала на место происшествия. Успели до того, как там наследила толпа любопытствующих зевак. Профессиональные разоблачители мистификаций пришли к единодушному мнению: подделка практически невероятна. "Всюду, где мы проходили, - рассказывает один из них, - растения ломались под нашими ногами. Урожай был настолько сухим и хрупким, что самого легкого надавливания ноги было достаточно, чтобы колосья буквально рассыпались. И абсолютно непонятно, как могла бы команда обманщиков, находясь в этом месте, совершенно не травмировать растения. То, что мы видели в тот день, не позволяет говорить ни об одном известном методе мистификации. Наверняка можно сказать лишь то, что эта удивительная работа была исполнена не с земли, а откуда-то сверху. Если это мошенничество, то возникает вопрос - чье? Существует ли у нас технология, которая позволила бы делать подобные вещи?"

    Понять "картинку" с земли было трудно: это были сотни строк и квадратов стоящих или аккуратно уложенных переплетенных колосьев. Только с вертолета можно было распознать изображение. Увидевшие его испытали, как они сами вспоминают, почти шоковое состояние, в котором было и изумление, и благоговение, и замешательство, и страх...

    На огромном, длиной около 100 метров, прямоугольнике пшеничного поля растровым способом был изображен портрет. Но уже не человека, а жутковатого на вид инопланетянина. И тут же, на фоне портрета, расположилось "послание" - на первый взгляд, куда более сложное и информативное, чем предыдущее.

    Оно одновременно напоминало и знаменитый, до сих пор не разгаданный, "фестский диск", и уже ставший привычным современный компакт-диск. Так эту композицию и назвали: "Инопланетянин с компакт-диском".

    На определенную связь с "ответом-2001" указывал не только вид послания ("портрет" плюс "сообщение") и почти та же дата, но и некоторые другие детали. В частности, то, что в обоих случаях изображения появились в непосредственной близости от технических средств связи: рядом с радиотелескопом (2001 г.) и с радиомачтами (2002 г.)

    Расшифровать послание, за исключением одного искаженного слова, оказалось довольно просто. Стандартная компьютерная кодировка легко преобразовалась в буквы латинского алфавита: "Бойтесь ложные дары приносящих и их неисполненных обещаний. Много боли, но время еще есть... Где-то рядом есть и добро. Мы противостоим лжи. Конец связи (звон колокольчика)".

    Кто такие "мы", не объясняется. Непонятен и "портрет": то ли изображены те, кого надо остерегаться, то ли это вид самих авторов послания. Впрочем, если между посланиями 2001 и 2002 года существует связь, то последнее более вероятно. Ведь на пиктограмме 2001 года, судя по всему, тоже был изображен маленький глазастый гуманоид.

    Конечно, смущает, что в послании нет ничего "эдакого", необычного. Но что мы, собственно говоря, хотели бы прочитать? Подробные сведения об авторах и их целях? Так не исключено, что это те самые "зеты", которые уже несколько лет держат весьма информативный сайт в Интернете. Может, мы наивно ожидали, что авторы поделятся с нами своими супертехнологиями? Так это и вовсе несерьезно: вряд ли кто-нибудь в здравом уме одарит такими знаниями сегодняшних земных правителей и военных, тем паче фанатичных террористов.

    Конечно, множество вопросов по "злаковым феноменам" пока так остается без ответа. Но кое о чем можно уже сказать определенно. Мы пока не наблюдаем прямого насилия над собой, навязывания нам чьей-то воли. А потому можем сделать обнадеживающий вывод: те, кому принадлежат эти загадочные рисунки на полях, либо не имеют полной власти над людьми, либо не хотят никакого принуждения, хотя и обладают технологиями, которым земная техника противостоять не в силах. Похоже, пока у них нет цели истребить человечество.

    Мы ничего достоверно не знаем о происхождении этих сил (земное? внеземное? иномерное?..), но очевидно, что они своими явными манифестациями пытаются привлечь наше внимание. Возможно, для того, чтобы как-то повлиять на наше мировоззрение: Нельзя исключить и того, что одновременно с воздействием на умы людей, с помощью пиктограмм идет энергоинформационное воздействие и непосредственно на Землю - через так называемые "места силы", "акупунктурные точки" Земли. Существует гипотеза, что эти места чрезвычайно восприимчивы к внешним воздействиям и через них можно эффективно регулировать процессы планетарного гомеостаза, в том числе и био- и ноосферные. Ведь "круги" в большинстве своем появляются именно рядом с "местами силы" и непосредственно соседствуют с древними культовыми сооружениями, которые, как известно, располагались далеко не случайным образом.

    Игра в "кошки-мышки" с использованием "луговых феноменов" - игра не только сложная, но и драматическая. Хотя бы потому, что мы находимся с партнером в неравных условиях: он знает о нас все, мы о нем - ничего.

    Высказано такое любопытное предположение: эти послания "сочиняет" и выдает людям сама Земля. Но тогда надо предположить, что наша планета обладает разумом...

    Есть еще такое, вполне вероятное объяснение феномена. Рисунки на полях - это хорошо продуманные акции каких-то земных групп, владеющих технологиями, о которых широкие слои общества даже не подозревают. Вот что говорит по этому поводу ведущий научный сотрудник Института США и Канады В.Васильев, многие годы посвятивший изучению этой проблемы. В США существует некая научная элита, которая располагает уфологической информацией (в том числе и технологического характера) в объемах, на порядки превышающих объемы, доступные всем прочим уфологам. Именно эта группа ученых помогает политикам манипулировать сознанием широких масс и скрыто управлять научно-техническим прогрессом в мире. Один из самых эффективных методов здесь - вброс дезинформации с целью отвлечения ученых других стран от важных и перспективных направлений исследований. Не исключено, что некоторые из пиктограмм на посевах - деятельность именно такого рода.

    Нельзя исключать и другую, пожалуй, самую драматическую версию: рисунки на полях - совместный спектакль двух кукловодов, земных и неземных. В таком случае остается только развести руками и еще раз процитировать великого Пушкина: "Паситесь, мирные народы..."

    И все же есть достаточные основания полагать, что рисунки на полях - послания исключительно внеземных сил и что это - приглашение человечества к диалогу. Почему оно делается столь экстравагантным способом, а не путем контактов с земными правительствами? По этому поводу высказывается такое предположение: такая демонстрация вызвана тем, что наши внеземные партнеры не удовлетворены уже имеющимися закулисными соглашениями с засекреченной элитой человечества, а потому и решили заявить о себе вот так широко. Кто знает...

    Можно еще долго гадать о природе посланий на посевах, фантазии хватит. Но одно очевидно: эти удивительные явления свидетельствуют о том, что мир, в котором мы живем, открывается с совершенно новой стороны. И быть может, это знаки того, что начинается следующий виток эволюции человечества - время, когда оно обретет новое сознание целостности мира и неразрывной связи с Разумом безграничного Космоса.