Самый ценный приз

    Самый ценный приз

    Ф.Уильям Энгдаль

    Часть I: Нефть и «Проект нового американского столетия»

    «Парижский саммит 2006 г. между Владимиром Путиным, президентом Франции Шираком и канцлером Германии Меркель подчеркнул возрождение России в качестве одной из главных мировых держав. Новая Россия наращивает свое влияние посредством ряда стратегических шагов, связанных с ее геополитическими запасами энергии — главным образом, нефти и природного газа, причем делает это, умело используя стратегические ошибки и основные политические промахи Вашингтона.

    Новая Россия также осознает, что если она будет действовать нерешительно, то вскоре будет окружена и растоптана США в качестве мощного военного соперника. На самом деле, эта малообсуждаемая сегодня битва — это битва с максимальными ставками, в которой Иран и Сирия рассматриваются вашингтонскими стратегами просто как ступени к большому Российскому Эндшпилю (эндшпиль — конец игры в шахматах, в данном случае можно читать как «конец России» — прим. перев.). Формальная повестка дня на парижском саммите включала французские инвестиции в Россию и вопрос о строящейся при участии России иранской ядерной программе. Примечательным, однако, является то, что она также включала вопрос о будущих российских энергетических поставках в ЕС, в частности в Германию, что очевидно служит указанием на новую мощь путинской России. Путин сказал немецкому канцлеру, что Россия «возможно» перенаправит часть будущего природного газа из крупнейшего Штокмановского месторождения в Баренцевом море. Проект стоимостью $20 млрд должен быть реализован в 2010 году и изначально планировался для обеспечения сжиженным газом терминалов США.

    После сокрушительных проигрышей 2 года назад в спонсированных США «цветных революциях» в Грузии, а затем на Украине, Россия начала разыгрывать свои стратегические энергетические карты чрезвычайно аккуратно — от ядерных реакторов в Иране и военных поставок в Венесуэлу и другие латиноамериканские страны, до установления стратегических рыночных отношений по натуральному газу с Алжиром.

    Между тем администрация Буша глубже увязла в геополитическом болоте, проводя ту внешнюю политику, безрассудно игнорирующую как союзников, так и врагов, которая прежде всего ассоциируется с бывшим управляющим «Halliburton» (одна из крупнейших нефтяных корпораций США, интересы которой часто ассоциируют с инициированием Афганской войны, утверждением Дж.Буша мл. на пост президента США и т.п. — перев.) Диком Чейни (ныне — вице-президент США — перев.)

    «Президентство Чейни», как, без сомнения, историки нарекут годы правления Буша-младшего, основывалось на ясной стратегии, которую критики, однако, часто воспринимали неправильно, слишком фокусируясь лишь на наиболее видимой составляющей — на Ираке, на Ближнем Востоке и на галдящих «ястребах» вокруг вице-президента и его старого дружка, министра обороны Дона Рамсфелда.

    Однако «стратегия Чейни» была внешней политикой США, основанной на установлении тайного прямого контроля над глобальной энергией со стороны «Большой Четверки» американских или связанных с США частных нефтяных компаний-гигантов — ChevronTexaco или ExxonMobil, BP или Royal Dutch Shell. Прежде всего, она была направлена на контроль над всеми главными нефтяными регионами мира и месторождениями природного газа.

    Этот контроль сопровождала растущая заявка США на абсолютное военное превосходство над одной потенциальной угрозой своим глобальным амбициям — России. Возможно, Чейни — идеальная личность для сплетения американской военной и энергетической политики в связную стратегию доминирования. В начале 1990-х, в администрации Буша-старшего, Чейни был также министром обороны.

    Администрация Чейни-Буша руководствуется коалицией интересов между Большой Нефтью и главными производствами американского ВПК. Эти частные корпоративные интересы осуществляют свою власть, контролируя политику правительства США, характерной чертой которой стала агрессивная милитаристская повестка дня. Например, бывшая компания Чейни, «Halliburton Inc», является одновременно крупнейшей энергетической и добывающей мировой компанией, и крупнейшим строителем военных баз.

    Для понимания этой политики, важно знать, как Чейни, будучи управляющим «Halliburton», и готовясь стать вице-президентом США, рассматривал проблему будущего обеспечения нефтью.

    «Где, в конечном счете, находится приз»: речь Чейни в Лондоне в 1999 году

    Тогда, в сентябре 1999 года, за год до выборов в США, которые сделали его наиболее влиятельным вице-президентом в истории, Чейни произнес откровенную речь перед уже хорошо знакомыми ему лидерами нефтяной промышленности в Лондонском институте нефти.

    В общем обзоре будущего для большой нефти Чейни сделал следующий комментарий:

    «По некоторым оценкам, в последующие годы мировой спрос на нефть будет ежегодно увеличиваться в среднем на 2%, тогда как естественное сокращение добычи из существующих запасов будет составлять, по крайней мере, 3%. Это значит, что к 2010 году нам будет не хватать дополнительно 50 млн баррелей в день. Так откуда же возьмется нефть? Правительства и национальные нефтяные компании, очевидно, контролируют около 90% запасов. Нефть, по существу, остается делом правительств. В то время, как во многих регионах мира имеются большие нефтяные возможности, Ближний Восток с его двумя третями мировых запасов и самой низкой ценой — по-прежнему то место, где, в конечном счете, находится приз. Даже если компании сильно озабочены доступом к этим ресурсам, прогресс остается у них небольшим. Верно то, что технология, приватизация и раскрытие целого ряда стран создали множество новых возможностей по всему миру для различных нефтяных компаний, но, оглядываясь в начало 1990-х годов, ожидалось, что значительная часть новых мировых ресурсов придет из бывшего Советского Союза и из Китая. Конечно, это случилось не вполне так, как ожидалось. Вместо этого случились тревожные успехи, породившие эйфорию процветания в 1990-х».

    Замечания Чейни нужно читать очень внимательно. Он постулирует умеренный рост мирового спроса на нефть к концу текущего десятилетия, т.е. в ближайшие 4 года. Он оценивает, что миру потребуется найти дополнительно 50 млн баррелей ежедневной добычи. Общая ежедневная добыча нефти в настоящее время колеблется возле уровня 83 млн баррелей нефтяного эквивалента. Это означает, что для того, чтобы избежать катастрофических нехваток и последующего опустошительного удара по мировому экономическому росту, согласно оценкам Чейни в 1999 году, мир должен найти новые источники производства нефти, составляющие более 50% от мирового уровня добычи в 1999 году, к 2010 году. То есть, это эквивалент 5 новых нефтяных месторождений, каждое из которых равно по размерам сегодняшней Саудовской Аравии. Это колоссальное количество новой нефти.

    Учитывая, что достижение полной производительности нового нефтяного месторождения может занять до 7 лет, для предотвращения ужасного энергетического кризиса и заоблачных цен на нефть и газ, времени тоже немного. Оценка Чейни базировалась также на заниженной оценке будущего спроса Китая и Индии — самых быстрорастущих сегодня потребителей нефти на планете — на импортируемую нефть.

    Вторым заслуживающим внимания пунктом лондонских комментариев Чейни 1999 г. является замечание о том, что «Ближний Восток с его двумя третями мировых запасов и самой низкой ценой, — по-прежнему то место, где, в конечном счете, находится приз». Однако, как он вполне недвусмысленно заметил, нефтяной «приз» Ближнего Востока находится в национальных или правительственных руках, закрытый от эксплуатации частным капиталом, поэтому «Halliburton» Чейни и его дружкам из ExxonMobil или Chevron, или Shell, или BP сложно запустить туда руки.

    В то время Ирак с его вторыми по величине после Саудовской Аравии запасами нефти на Ближнем Востоке находился под властью Саддама Хусейна. Иран, располагающий вторыми по величине мировыми запасами газа, вдобавок к своим нефтяным резервам, находился под властью националистической теократии, которая была закрыта для тендеров частных нефтяных компаний США. Резервы Каспийского моря были предметом ожесточенной геополитической битвы между Вашингтоном и Россией.

    Замечание Чейни о том, что «нефть, по существу, остается делом правительств», но не частного бизнеса, приобретет новую значимость, если перенесемся в сентябрь 2000 года, в разгар предвыборной кампании Буша-Чейни. В этом месяце Чейни, вместе с Доном Рамсфелдом, Полом Вулфовицем и многими другими, кто вошел в новую администрацию Буша, опубликовал политический доклад, озаглавленный «Перестраивая защиту Америки». Эта статья была опубликована группой «Проект Нового Американского Столетия» (PNAC).

    PNAC призвала будущего президента найти подходящий повод для объявления войны Ираку, чтобы его оккупировать и получить прямой контроль над вторыми по величине запасами нефти на Ближнем Востоке. В их докладе откровенно заявлялось: «В то время как незавершенный конфликт с Ираком уже обеспечивает необходимое обоснование, необходимость в существенном американском силовом присутствии в (Персидском) Заливе превосходит частный вопрос о режиме Саддама Хусейна».

    В сентябре 2000 г. Чейни подписался под этим политическим документом, который в качестве ключевой меры объявил «американское силовое присутствие в Заливе» и смену режима в Ираке, независимо от того является ли Саддам Хусейн «хорошим, плохим, или злым», что стало первым шагом в продвижении армии США в «то место, где, в конечном счете, находится приз».

    Неслучайно то, что в начале 2001 г. Чейни немедленно получил задание возглавить Президентскую комиссию по выработке энергетической стратегии (Presidential Energy Task Force), где он тесно сотрудничал со своими друзьями по большой нефти, включая Кена Лея из «Enron», с которым Чейни ранее работал в проекте афганского газопровода, а также с Джеймсом Бейкером III.

    Судебный иск, возбужденный «Sierra Club» и «Judicial Watch» в рамках американского Акта о свободе информации для расследования роли Чейни в калифорнийском энергетическом кризисе, оказался погребенным в дебатах, предшествовавших бомбардировкам и оккупации Ирака в марте 2003 года. Между тем иск требовал, чтобы вице-президент Чейни предал огласке все документы и стенограммы заседаний, относящиеся к его проекту 2001 года «по выработке энергетической стратегии».

    Летом 2003 года Департамент США по коммерции, несмотря на яростное сопротивление Чейни и Белого дома, опубликовал часть этих документов. Интересным оказалось то, что среди файлов комиссии, посвященных внутренним вопросам энергетики США, оказалась подробная карта иракских нефтяных месторождений, нефтепроводов, очистных заводов и нефтеналивных терминалов, а также таблицы, подробно описывающие иракские нефтяные и газовые проекты и «иностранных претендентов (suitors) на иракские контракты нефтедобычи». «Иностранные претенденты» включали в себя Россию, Китай и Францию, трех членов Совета Безопасности ООН, которые открыто противостояли согласию ООН на вторжение США в Ирак.

    Первым постановлением Вашингтона во время послевоенной оккупации стало объявление недействительными всех контрактов между правительством Ирака и Россией, Китаем и Францией. Иракская нефть должна была стать американским делом, управляться американскими компаниями или их дружками в Британии, первая победа на пути высоких ставок туда, «где, в конечном счете, находится приз».

    Это в точности то, о чем рассуждал Чейни в своей лондонской речи в 1999 году. Вырвать нефтяные ресурсы Ближнего Востока из рук независимых наций и вложить их в руки, контролируемые США. Военная оккупация Ирака была первым важным шагом этой американской стратегии. Однако окончательным «призом» Вашингтона являлся контроль над энергетическими запасами России.

    Источник http://www.km.ru/infowar/index.asp?data=31.10.2006%2016:40:00&archive=on

     

    Часть II: «Окончательным призом» Вашингтон считает энергоресурсы России

    По очевидным военным и политическим причинам Вашингтон не мог открыто признать, что его стратегическим направлением с момента падения Советского Союза в 1991 году было расчленение (или деконструкция) России и получение эффективного контроля над ее огромными запасами нефти и газа, то есть «окончательного приза». Русский Медведь по-прежнему располагал превосходными военными средствами, пусть и в неважном состоянии, и у него по-прежнему были ядерные зубы.

    В середине 90-х Вашингтон начал спланированный процесс приведения бывших советских сателлитов, одного за другим, не просто в ЕС, но и в НАТО, находящуюся под контролем Вашингтона. К 2004 году Польша, Чехия, Венгрия, Эстония, Латвия, Литва, Болгария, Румыния, Словакия и Словения были уже приняты в НАТО, а Грузию «прихорашивали» для этого вступления.

    Это удивительное распространение НАТО, к тревоге как некоторых западноевропейцев, так и России, было частью стратегии, которую друзья Чейни по Проекту нового американского столетия (PNAC) обосновывали в своем докладе «Перестраивая защиту Америки» и даже еще раньше.

    Уже в 1996 году член PNAC и дружок Чейни, Брюс Джексон, в то время главный менеджер оборонного гиганта США Lockheed Martin, был главой весьма мощной лоббистской группы в Вашингтоне — Американского комитета по расширению НАТО, впоследствии переименованного в Американский комитет по НАТО.

    Американский комитет по расширению НАТО также включал членов PNAC Пола Вулфовица, Ричарда Перла, Стивена Хэдли и Роберта Кагана. Жена Кагана, Виктория Нуланд, сейчас является послом США в НАТО. Начиная с 2000-2003 года, она была советником Чейни по международной политике. Хэдли, убежденный «ястреб», близкий к вице-президенту Чейни, был выбран президентом Бушем вместо Кондолизы Райс в качестве советника по государственной безопасности.

    Сеть военных «ястребов» Чейни перешла из PNAC на ключевые посты в администрации Буша по управлению НАТО и политикой Пентагона. Брюс Джексон и другие после успешного лоббирования Конгресса на предмет расширения НАТО в Польшу, Чехию и Венгрию в 1999 г. организовали т.н. Вильнюсскую группу, лоббировавшую прием в НАТО еще десяти стран бывшего Варшавского договора, находящихся на периферии России. Джексон называл это «Большим Взрывом».

    Президент Буш неоднократно использовал термин «новая Европа» в заявлениях о расширении НАТО. В речи от 5 июля 2002 г., приветствуя лидеров Вильнюсской группы, Буш заявил: «Наши народы разделяют общий взгляд на новую Европу, в которой свободные европейские государства объединены друг с другом и Соединенными Штатами посредством сотрудничества, партнерства и альянса».

    Бывший менеджер Lockheed Martin, Брюс Джексон, заявил о своей причастности к приему в НАТО Прибалтики и других членов Вильнюсской группы. Давая показания сенатскому Комитету по международным отношениям, Джексон утверждал 1 апреля 2003 г., что он являлся автором концепции «Большого Взрыва» в расширении НАТО, впоследствии принятой Вильнюсской группой прибалтийских и восточноевропейских государств. Как заметил Джексон, его идея «Большого Взрыва» «предлагала принятие этих семи стран в НАТО и заявляла, что это расширение (несет) стратегические преимущества НАТО и моральные (sic!) выгоды для демократического сообщества наций». 19 мая 2000 году 9 новых европейских демократий приняли в Вильнюсе эти предложения как свои собственные. Это стало целью Вильнюсской группы. Джексон мог бы также отметить выгоды для оборонной промышленности США, включая своих дружков по Lockheed Martin, от создания нового огромного рынка вооружений НАТО на границах с Россией.

    Как только цель с НАТО была достигнута, Брюс Джексон и другие члены лобби о расширении НАТО на восток закрыли в 2003 г. Американский комитет по НАТО и незамедлительно в том же самом офисе открылись как новая организация «Проект о переходных демократиях», которая, согласно их собственному заявлению, была «организована, чтобы использовать возможности ускорения демократических реформ и интеграции, которые, как мы полагаем, будут существовать в расширенном евро-атлантическом регионе в ближайшее десятилетие». Другими словами, подготавливать ряд «цветных» революций и смену режимов по всей Русской Евразии. Все три главных лица в «Проекте о переходных демократиях» работали на Республиканскую партию, а Джексон и Шойнеманн имели тесные связи с основными военными подрядчиками, в частности, Lockheed Martin и Boeing.

    Джексон и другие члены PNAC и Американского комитета по НАТО также создали мощную лоббистскую организацию «Комитет за освобождение Ирака» (CLI). Наблюдательный совет CLI включал убежденных демократов: конгрессмена Стивена Соларза и сенатора Роберта Керри. В нем доминировали неоконсерваторы и приверженцы Республиканской партии, такие, как Джейн Киркпатрик, Роберт Каган, Ричард Перл, Уильям Кристол и бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси. Почетными сопредседателями выступили сенаторы Джо Либерман (демократ) и Джон МакКейн (республиканец). Джексон рассказывал, что друзья в Белом доме попросили его создать CLI в 2002 году, чтобы воспроизвести успех Американского комитета по НАТО в расширении НАТО на восток, теперь уже поддерживая кампанию администрации по убеждению Конгресса и общества о необходимости войны. «Люди в Белом доме сказали: нам нужно, чтобы ты сделал для Ирака то, что ты сделал для НАТО», — рассказал Джексон в интервью журналу American Prospect от 1 января 2003 года.

    Вкратце, окружение России странами НАТО, «цветные» революции по всей Евразии и война в Ираке — все это было одной и той же американской стратегией, частью большого стратегического плана в конечном счете развалить Россию раз и навсегда как потенциального соперника гегемонии супердержавы США. Россия — не Ирак и не Иран — была первостепенной целью этой стратегии.

    Во время приветственной церемонии в Белом доме в честь десяти новых членов НАТО в 2004 году президент Буш заметил, что миссия НАТО теперь расширилась далеко за пределы Альянса. «Члены НАТО обращают свой взор к народам Ближнего Востока, чтобы укрепить нашу способность бороться с террором и обеспечить нашу общую безопасность», — сказал он. Но миссия НАТО теперь расширилась даже за пределы глобальной безопасности. Буш добавил: «Мы обсуждаем, как мы можем поддержать и усилить импульс свободы на Ближнем Востоке». Свобода, таким образом, приходит в повестку дня контролируемого Вашингтоном Североатлантического альянса.

    Конец эры Ельцина привел к небольшому повороту в планах США. Путин начал медленно и осторожно проявляться как динамическая национальная сила, полная решимости заново отстроить Россию после направляемого МВФ разграбления страны комбинацией западных банков и коррумпированных российских олигархов.

    Российская добыча нефти возросла с момента коллапса Советского Союза так, что к началу войны США в Ираке в 2003 году Россия стала вторым производителем в мире после Саудовской Аравии.

    Настоящий смысл «Дела ЮКОСа»

    В 2003 г. произошло определяющее событие новой российской энергетической геополитики при Владимире Путине. Оно было проведено вполне в духе Вашингтона, который предельно ясно демонстрировал намерение разместить войска в Ираке и на Ближнем Востоке независимо от протестов в мире или дипломатических тонкостей ООН.

    Чтобы понять российскую энергетическую геополитику, необходимо сделать краткий обзор зрелищного ареста в октябре 2003 г. российского миллиардера, олигарха Михаила Ходорковского и захват государством его гигантской нефтяной группы «ЮКОС».

    Ходорковского арестовали в аэропорту Новосибирска 25 октября 2003 г. по обвинению российской генпрокуратурой в уклонении от налогов. Правительство Путина заморозило акции «ЮКОС Oil» из-за налоговых обвинений. Затем против ЮКОСа были предприняты дальнейшие шаги, приведшие к коллапсу цены акций.

    То, что мало упоминалось в пересказах западных массмедиа, которые обычно изображали действия путинского правительства как возврат к методам советской поры, заключалось в том, что собственно спровоцировало решительные путинские поступки.

    Ходорковского арестовали всего за четыре недели перед важными выборами в российскую Думу (нижнюю палату парламента), в которой Ходорковский умудрился купить голоса большинства, используя свое огромное состояние. Контроль над Думой был первым шагом Ходорковского в его планах выставить свою кандидатуру против Путина на выборах президента в следующем году. Победа в Думе позволила бы ему изменить избирательный закон в свою пользу, а также изменить готовящийся в Думе спорный закон «Закон о недрах». Этот закон не позволил бы ЮКОСу и другим частным компаниям контролировать сырьевые ресурсы под землей либо создавать частные трубопроводы, независимые от российских государственных.

    Ходорковский нарушил обещание, данное Путину олигархами, о том, что им позволят сохранить свои богатства (фактически украденные у государства в подтасованных аукционах при Ельцине), если они будут оставаться вне российской политики и вернут в страну часть украденных денег. Как самый влиятельный олигарх того времени, Ходорковский служил двигателем того, что все яснее становилось поддерживаемым Вашингтоном заговором против Путина.

    Ходорковского арестовали после мало упоминаемой в прессе встречи, состоявшейся немногим ранее (14 июля) в том же году между ним и вице-президентом Чейни.

    После встречи с Чейни Ходорковский начал переговоры с ExxonMobil и ChevronTexaco, прежней фирмой Конди Райс, о приобретении крупной доли в ЮКОСе, по некоторым сведениям от 25 до 40%. Это было задумано для получения Ходорковским де-факто неприкосновенности от возможного влияния путинского правительства при помощи привязывания ЮКОСа к нефтяным гигантам США и, следовательно, к Вашингтону. Это также дало бы Вашингтону, через нефтяных гигантов США, фактическое право вето на будущие российские нефте- и газопроводы и нефтяные сделки. За несколько дней до своего ареста в октябре 2003 года по обвинению в уклонении от налогов Ходорковский принимал у себя Джорджа Буша-старшего, ныне московского представителя влиятельной и таинственной Carlyle Group в Москве. Они обсуждали окончательные детали покупки акций ЮКОСа американскими нефтяными компаниями.

    Также незадолго до этого ЮКОС заявил о намерении купить конкурирующую Сибнефть у Бориса Березовского, еще одного олигарха Ельцинской поры. ЮКОС — Сибнефть, с ее 19,5 млрд баррелей нефти и газа, стала бы тогда собственником вторых по величине в мире запасов нефти и газа после ExxonMobil. ЮКОС — Сибнефть была бы четвертой в мире по добыче, выкачивая 2,3 млн баррелей нефти в день. Скупка акций ЮКОС - Сибнефть со стороны Exxon или Chevron была бы буквально энергетическим государственным переворотом. Чейни знал это, Буш знал это, Ходорковский знал это.

    Но самое главное, Владимир Путин знал это и решительно этому воспрепятствовал.

    Ходорковский поддерживал ряд весьма впечатляющих знакомств в англо-американском истэблишменте. Он создал благотворительную организацию, фонд «Открытая Россия», смоделированную с фонда «Открытое Общество», основанного его близким другом Джорджем Соросом. В избранный совет фонда «Открытая Россия» вошли Генри Киссинджер и друг Киссинджера Джейкоб Лорд Ротшильд, лондонский наследник семьи банкиров. Также вошел в состав правления фонда и Артур Хартман, бывший американский посол в Москве.

    После ареста Ходорковского Washington Post сообщал, что российский миллиардер в заключении продолжал пользоваться услугами Стюарта Эйзенстата (бывшего замсекретаря казначейства, заместителя госсекретаря, заместителя секретаря по коммерции во время администрации Клинтона) для лоббирования в Вашингтоне в пользу своего освобождения. Ходорковский был полностью повязан с англо-американским истэблишментом.

    Впоследствии западные СМИ и официальные лица, обвинявшие Россию в возвращении к методам коммунистов и к политике грубой силы, в упор не замечали тот факт, что Ходорковский вряд ли сам был белым и пушистым. Ранее Ходорковский в одностороннем порядке разорвал контракт с British Petroleum. ВР был партнером ЮКОСа и успел вложить $300 млн в бурение очень перспективного Приобского нефтяного месторождения в Сибири.

    Как только ВР завершил бурение, Ходорковский выдворил ВР, используя бандитские методы, которые были бы незаконны в большинстве стран развитого мира. К 2003 г. добыча в Приобском достигла 129 млн баррелей, что эквивалентно $8 млрд рыночной стоимости. Ранее, в 1998 году, после того как МВФ выдал миллиарды России для поддержания курса рубля, банк Ходорковского «Менатеп» перенаправил «жалкие» $4,8 млрд из денег МВФ на счета избранных банков-дружков, в том числе американских. Вашингтонские вопли протеста об аресте Ходорковского в октябре 2003 года были, по меньшей мере, неискренние, если не вполне лицемерные. С точки зрения Кремля, Вашингтон схватили за руку, запущенную в российский карман.

    Разборка Путин-Ходорковский обозначила решительный поворот правительства Путина к перестраиванию России и воздвижению стратегических преград иностранному наступлению под предводительством Чейни и его британского друга Тони Блэра. Этот поворот произошел в контексте наглого американского захвата Ирака в 2003 года и одностороннего заявления администрацией Буша о том, что США отказываются от нерушимых обязательств по договору с Россией о противоракетной обороне (ПРО), для того чтобы создать ракетный щит США. Это заявление могло восприниматься в России лишь как недружественный акт, нацеленный на ее безопасность.

    К 2003 г. не надо было иметь стратегического военного чутья, чтобы осознать, что пентагоновские «ястребы» и их союзники в военной промышленности и большой нефти представляют себе Соединенные Штаты как страну, не связанную международными обязательствами и в одностороннем порядке преследующую свои интересы, которые в свою очередь, конечно, определяются «ястребами». Их рекомендации были опубликованы одним из многих вашингтонских консервативных «мозговых фондов». В январе 2001 года Национальный институт публичной политики (НИПП) опубликовал «обоснование и требования к контролю над ядерными силами и вооружениями США», как раз в начале правления администрации Буш-Чейни. Доклад, требующий одностороннего американского прекращения свертывания ядерных сил, был подписан 27 высокопоставленными чиновниками из предыдущей и нынешней администрации. Список включал человека, который сегодня является советником Буша по национальной безопасности, Стивена Хедли, особого помощника министра обороны Стивена Кэмбоуна (Cambone) и адмирала Джеймса Вулси, бывшего главу ЦРУ и председателя вашингтонской НПО Freedom House. Freedom House играла центральную роль в спонсированной США «оранжевой» революции на Украине и во всех других «цветных» революциях в бывшем Советском Союзе.

    За этими событиями вскоре последовал ряд финансируемых Вашингтоном скрытных дестабилизаций правительств на границах с Россией, которые имели близкие отношения с Москвой. Этот ряд включает «революцию роз» в ноябре 2003 года в Грузии, которая привела к отставке Эдуарда Шеварднадзе в пользу молодого, получившего образование в США и пронатовски настроенного президента Михаила Саакашвили. 37-летний Саакашвили любезно согласился оказать поддержку нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, который позволил бы избежать контроля Москвы над перекачиваемой Азербайджаном каспийской нефтью. США поддерживали тесные связи с Грузией с тех пор, как Михаил Саакашвили пришел к власти. Американские военные инструкторы обучают грузинские войска, и Вашингтон вложил миллионы долларов в подготовку вступления Грузии в НАТО.

    Вслед за «революцией роз» в Грузии Freedom House Вулси, Национальный фонд в поддержку демократии, Фонд Сороса и другие НПО, поддерживаемые Вашингтоном, организовали в ноябре 2004 г. откровенно вызывающую украинскую «оранжевую» революцию. Целью «оранжевой» революции было установление пронатовского режима при спорном президентстве Виктора Ющенко в стране, стратегически способной прервать главные трубопроводные потоки российской нефти и газа в Западную Европу. Поддерживаемые Вашингтоном движения «демократической оппозиции» в соседней Белоруссии начали также получать миллионы долларов из щедрой руки администрации Буша, как и оппозиции в Киргизстане, Узбекистане и более отдаленных бывших советских государств, которые, кстати, оказались на пути возможных энергетических трубопроводов, соединяющих Китай с Россией и бывшими советскими республиками, такими, как Казахстан.

    Вновь контроль над энергией и нефтегазовыми трубопроводами служит первопричиной ходов США. Не стоит, видимо, удивляться тому, что некоторые люди в Кремле, в частности, Владимир Путин, начали задумываться о том,  что обновленный христианин, Дж. Буш-мл., говорит с Путиным «раздвоенным языком», как сказали бы индейцы.

    К концу 2004 г. в Москве стало ясно, что уже давно идет новая холодная война, на этот раз за стратегический контроль над энергией и одностороннее ядерное превосходство. Было также предельно ясно, судя по характеру действий Вашингтона с момента распада Советского Союза в 1991 г., что конечной целью, эндшпилем для политики США в Евразии, не является ни Китай, ни Ирак, ни Иран.

    Геополитическим эндшпилем Вашингтона было полное разрушение России, того государства в Евразии, которое было бы способно организовать эффективную комбинацию альянсов на основе огромных запасов нефти и газа. Конечно, эту цель никогда нельзя было объявить открыто.

    После 2003 г. Путин и российская внешняя политика, особенно энергетическая политика, вернулись к первоначальному ответу на геополитику Heartland или «сердца мира» сэра Хэлфорда Макиндера, ту политику, которая лежала в основе советской стратегии холодной войны, начиная с 1946 г.

    Путин начал делать ряд защитных ходов, чтобы восстановить в какой-то степени надежное равновесие перед лицом все более очевидной политики Вашингтона, направленной на окружение и ослабление России. Последующие стратегические промахи США сделали работу России чуть полегче. Теперь, когда ставки с обеих сторон — НАТО и России — возросли, путинская Россия перешла от простой обороны к новому динамическому наступлению, чтобы удержать более активное геополитическое положение, используя свою энергию как рычаг.

    Источник http://www.km.ru/infowar/index.asp?data=01.11.2006%2016:13:00&archive=on

    Часть III: Вашингтон стремится к деконструкции России с целью овладеть «сердцем Евразии»

    «Сердце мира» Макиндера и «Шахматная партия» Бжезинского

    Важно понимать историческую подоплеку в терминах геополитики. В 1904 году британский географ-академик Хэлфорд Макиндер (Halford Mackinder) сделал доклад Королевскому географическому обществу в Лондоне, который лег в основу плана Британской империи, а позднее США, по изменению истории. В своей речи, озаглавленной «Географическая ось истории», Макиндер предпринял попытку определить связь между географическими параметрами государства или региона — топография, выход к морю или континентальность, климат — и его политикой и местом в мире. Он обозначил два вида власти: морские державы, включая США и Британию, а также Японию; и сухопутные державы в Евразии, которые с развитием железных дорог получили возможность объединять большие пространства вне зависимости от морских путей.

    Для Макиндера, страстного защитника Империи, скрытым уроком для сохранения гегемонии Британской Империи после Первой мировой войны было предупреждение любой ценой объединения интересов восточноевропейских государств — Польши, Чехословакии, Австро-Венгрии — с интересами России, расположенной в «сердце Евразии», или в «осевой» земле по его определению. После версальских мирных переговоров, Макиндер сформулировал свои идеи в следующем знаменитом высказывании:

    Кто владеет Восточной Европой, тот управляет «Сердцем мира»;

    Кто владеет «Сердцем мира», тот управляет «Мировым островом»;

    Кто владеет «Мировым островом», тот управляет миром.

    «Сердцем мира» для Макиндера была сердцевина Евразии, «Мировым островом» была вся Евразия, включая Европу, Ближний Восток и Азию. Великобританию, которая никогда не была частью континентальной Европы, он рассматривал как морскую или военно-морскую державу. Геополитическая перспектива Макиндера предопределила вступление Британии в войну 1914 г., а затем и ее вступление во Вторую мировую войну. Она определяла точно рассчитанные провокации Черчилля чтобы, начиная с 1943 года, склонить все более параноидального Сталина к ввязыванию России в то, что позже стало холодной войной.

    С точки зрения США 1946-1991 гг., эра холодной войны свелась к выяснению, кто будет контролировать «Мировой остров», а конкретно, как не допустить к этому контролю «сердце» Евразии с центром в России. Взгляд на карту американских военных союзов в течение холодной войны делает ясным, что Советский Союз ограничивался геополитически и предупреждались любые значительные связи с Западной Европой, Ближним Востоком или Азией. Холодная война сводилась к усилиям России обойти установленный НАТО железный занавес.

    Бывший американский советник по национальной безопасности Збигнев Бжезинский в своей работе уже в постсоветскую эру в 1997 году въявь упоминал геополитику Макиндера, описывая основную стратегическую цель Соединенных Штатов как удержание Евразии от объединения в значительный экономический и военный блок или противовес, угрожающий статусу США как единственной мировой супердержавы.

    Следовательно, чтобы понять международную политику США с момента начала президентства Буш-Чейни в 2001 году, полезно процитировать откровенную статью Бжезинского, опубликованную в нью-йоркском журнале «Foreign Affairs» в сентябре-октябре 1997 года:

    «Евразия — место для большинства политически активных и динамичных государств. Все исторические претенденты на мировое господство вышли из Евразии. Оба наиболее густонаселенные государства, претендующие на региональную гегемонию, Китай и Индия, находятся в Евразии, вместе с другими странами, могущими бросить политический или экономический вызов превосходству США. После Соединенных Штатов, здесь еще шесть стран, крупнейших по экономике и военным тратам, а также все кроме одной явные (официальные) ядерные державы, и все кроме одной неофициальные ядерные державы. В Евразии находится 75% мирового населения, 60% мирового ВВП и 75% энергетических ресурсов. Коллективно потенциальная мощь Евразии превосходит даже Америку».

    «Евразия является осевым суперконтинентом мира. Власть, которая доминирует в Евразии, окажет решающее влияние на два из трех мировых наиболее экономически продуктивных региона: Западную Европу и Восточную Азию. Взгляд на карту также подтверждает, что страна, доминирующая в Евразии, будет автоматически контролировать Ближний Восток и Африку. Имея Евразию как решающую геополитическую шахматную доску, уже недостаточно формулировать одну политику для Европы, а другую для Азии. «Все, что случится с распределением власти на евразийском материке, будет иметь решающее влияние на глобальное превосходство Америки...»

    Если мы примем слова вашингтонского стратега Бжезинского и поймем аксиомы Макиндера как определяющий мотив для английской, а затем и американской внешней политики в течение более чем ста лет, то станет ясно, почему реорганизованное во время президентства Владимира Путина Российское государство пришло в движение, чтобы противостоять разрушительным инициативам и неприкрытым попыткам деконструкции, которые продвигаются Вашингтоном во имя демократии. Как Путин действует, чтобы укрепить российскую защиту? Ответ прост — энергия.

    Российская энергетическая геополитика

    В терминах глобальных стандартов уровня жизни, смертности и экономического процветания Россия сегодня не принадлежит к мировой элите. В терминах энергии это колосс. В терминах территории она до сих пор единственная крупнейшая страна по площади в мире, простираясь от Тихого океана до двери в Европу. Она обладает обширными территориями, огромными натуральными ресурсами, а также крупнейшими в мире запасами натурального газа, источника энергии, который сейчас находится в фокусе основных глобальных силовых игр. В дополнение, это единственная на Земле сила, по своим военным возможностям способная противостоять США, несмотря на коллапс СССР и последующее за ним ослабление военной машины.

    Россия имеет более 130000 нефтяных скважин и около 2000 нефтяных и газовых разведанных месторождений, из которых, по крайней мере, 900 пока не используются. Нефтяные резервы оцениваются в 150 млрд баррелей, вероятно, столько же в Ираке. Они могут быть гораздо значительнее, но еще не эксплуатировались из-за сложности бурения в отдаленных арктических районах. Цены на нефть свыше 60 долларов США за баррель делают выгодной разработку в этих отдаленных регионах.

    В настоящее время российские нефтепродукты могут поставляться на зарубежные рынки тремя путями: в Западную Европу через Балтийское и Черное моря; северным путем; дальневосточное направление в Китай или Японию и на восточноазиатские рынки. Россия обладает нефтяными терминалами на Балтике в Санкт-Петербурге и недавно расширившимся нефтяным терминалом в Приморске. Также дополнительно строятся терминалы в Высоцке, бухте Батарейная и в Усть-Луге.

    Российская государственная сеть газопроводов, так называемая «объединенная система транспортировки газа», включает в себя обширную сеть трубопроводов и компрессорных станций, протянувшуюся более чем на 150 тысяч км по всей России. Законодательно только принадлежащий государству «Газпром» может использовать эти трубопроводы. Эта сеть вероятно ценнейшее владение российского государства помимо нефти и газа. В ней сердце новой путинской газовой геополитики и ядро конфликта с западными нефтяными и газовыми компаниями, равно как и с Европейским союзом, чей комиссар по энергии Андрис Пиебалгс (Andris Piebalgs), является гражданином нового члена НАТО Латвии, бывшей части СССР.

    В 2001 году, как только в Москве стало ясно, что Вашингтон найдет путь включить балтийские государства в НАТО, Путин поддержал проект основного нового нефтяного порта на российском побережье Балтийского моря в Приморске стоимостью в 2,2 млрд долларов. Этот проект, известный как Балтийская трубопроводная система (Baltic Pipeline System, BPS), значительно сократил экспортную зависимость от Латвии, Литвы и Польши. Балтика — основная российская дорога для нефтяного экспорта, перекачивающая сырую нефть из западносибирских и печорских нефтяных областей на запад к порту Приморска в российском Финском заливе. BPS была достроена в марте 2006 года с пропускной способностью свыше 1,3 млн баррелей в день на европейские рынке и далее.

    В тот же месяц, март 2006, бывший канцлер Германии Герхард Шредер стал председателем российско-германского консорциума для строительства газопровода длиной около 1200 км по дну Балтийского моря. Основной держатель акций в СЕГ (Североевропейский газопровод) — российский контролируемый государством «Газпром» с 51% акций, крупнейшая в мире газовая компания. Германским компаниям BASF и E.On принадлежит по 24,5% каждой. Проект, стоимость которого около 4,7 млрд евро, стартовал в конце 2005 года и соединит газовый терминал в городе Выборг под Санкт-Петербургом с балтийским городом Грейфсвальд в Восточной Германии. Южнорусское газовое месторождение в Западной Сибири будет разрабатываться совместно «Газпромом» и BASF, чтобы заполнить этот газопровод. Этот проект был последним деянием Шредера на посту канцлера и спровоцировал крики протеста со стороны провашингтонского польского правительства наравне с украинским. Обе страны не желают терять контроль над трубопроводами, идущими по их территории из России. Несмотря на свои тесные связи с администрацией Буша, канцлер Ангела Меркель была вынуждена смириться и принять проект. Немецкая промышленность просто зависима от российского энергетического импорта. Россия однозначно является крупнейшим поставщиком газа в Германию.

    Гигантское Штокмановское газовое месторождение в российском секторе Баренцева моря к северу от Мурманского порта в конце концов будет также снабжать СЕГ газом. Как только будут завершены обе параллельные линии газопровода, Германия будет получать через СЕГ почти на 55 млрд кубометров российского газа в год больше.

    В апреле 2006 года правительство Путина объявило первый этап строительства трубопровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), протяженный трубопровод от Тайшета в Иркутской области около Байкала в Восточной Сибири до бухты Перевозная на побережье Тихого океана, стоимость проекта более $11,5 млрд. Его реализует «Транснефть», другая государственная российская компания. Когда трубопровод будет построен, его пропускная способность составит 1,6 млн баррелей в день из Сибири на тихоокеанское побережье и далее к вечно испытывающим энергетический голод странам юго-восточной Азии, в основном в Китай. Первый этап должен быть завершен к концу 2008 г. В дополнение, Путин озвучил планы строительства нефтеперерабатывающего завода на Амуре неподалеку от китайской границы, чтобы иметь возможность продаж переработанного продукта в Китай и на азиатские рынки. Сейчас сибирская нефть может доставляться к Тихому океану только по железной дороге.

    Для России дорога от Тайшета до бухты Перевозная максимально увеличит национальные стратегические преимущества, в то же самое время учитывая экспорт нефти в Китай и Японию. В будущем Россия сможет экспортировать нефть в Японию прямо из порта Находка. Зависящая от импорта нефти Япония сейчас без устали ищет новые надежные нефтяные источники помимо нестабильного Ближнего Востока. ВСТО также даст возможность экспортировать нефть в обе Кореи через строящуюся во Владивостоке ветку трубопровода в эти страны, вторая ветка между Благовещенском и Дацином (Daqing) ведет в Китай. Трубопровод из Тайшета дает ясную картину энергетической кооперации между Россией и Китаем, Японией и другими странами юго-восточной Азии.

    Источник http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=934A39717911468BA6F1AA61342A853F